#всезарешеткой

Sep 21, 2020

Мне хочется сказать огромное спасибо новой смертельной болезни, которая проходит за пять дней сама. За то, что она выявила нашу реальную инвалидность. Она указала нам — глухим, слепым, бессердечным, слезливым, прожорливым и твердолобым — на то, что нам всегда было известно. Однако, видимо, без личного опыта многие накопленные знания до нас не доходят. Точно так же, как не достигает никогда своей благой цели предупреждающий "со стороны" об ужасном и непридуманном Минздрав.

Но вот мы опять стоим перед давно известным и неоднократно проверенным фактом: наша культура, история, знание, само наше представление о себе как о "человеке разумном" и нравственном — пшик и пыль, разметать которые можно в считанные часы, выявив даже не обратное, а полное отсутствие на их месте вообще чего-либо, заслуживающего интереса.

Особо хочется поблагодарить за помощь в этом открытии социальные сети. Когда во всем мире государства дружно объявляют о наступлении вселенской катастрофы с помощью хэштега и с нарушением правил правописания, этот индивидуальный почерк очень помогает узнать автора. Существо праздное, герой нашего времени и на грани гипотетического вымирания не вылезает из сети. Невежественный и хамоватый, новое явление он не познает, а приспосабливает для самолюбования в терминах моды (характерно, что первый и, пожалуй, единственный примечательный след, оставленный международным санитарным фарсом на культурно-языковом слое, — ругательство, обозначающее глубокую форму умственной отсталости и затолканное в уста самого пациента все той же вилкой-хэштегом). А также он очевидно пресыщен материальными излишествами в виде приборов связи и необходимой для их работы инфраструктуры. 

Fort Napoleon

Не утешайтесь тем, что "в интернете сидят все", кроме младенцев, стариков и индийских женщин, на которых по-прежнему каким-то образом приходится около половины населения земного шара (см.демографию в отчете Digital 2020 по ссылке ниже). Доступность не добавляет ценности самому доступу, даже если служебные преимущества того, что доступно, бесспорны. А для служебного средства интернет поглощает многовато внимания и сил: "В совокупности глобальная аудитория интернета будет онлайн 1,25 миллиарда лет за один только 2020 год, и треть этого времени уйдет на социальные сети" (статья об отчете Digital 2020 — достоверность данных проверяйте сами, как это делается, см. в "Кто знает?"). Для сравнения: возраст Земли предположительно 4,54 милларда лет. "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф.6:21). То, что занимает ваше время и ум, и есть ваша жизнь.

И пусть бы так. Пусть бы мы все переселились на виртуальные просторы, если бы это не разрушало все то, что мы туда пытаемся забрать с собой из "офлайна". Виртуальность однако почему-то все никак не состоится как созидательное пространство, зато заметно преуспела как капище, где даже не горит, а гниет и тлеет, обесцениваясь, все самое для ее "пользователя" дорогое.

Почему? Самое очевидное, наверное, что в первую очередь от переизбытка всякой информации. Но еще, возможно, потому что сама эта структурная основа сетевого взаимодействия — праздность, невежество, то есть низкий порог доступности, и необходимая материальная пресыщенность — ложится в основу и того, что мы туда хотим вложить. Собственно, она уже разлеглась и ждет недотыкомкой серой на экране, где, разумеется, так не хватает нас с нашими великими и добрыми делами и умными мыслями.

Хотим ли мы похвастаться, поделиться, просветиться, порадоваться, погрустить, поработать - любой наш внутренний импульс тут преобразуется в сообщение и получает в исходных данных эту общую для всех засаленную пленку никчемности и нездоровья, какое бы мы "единственное верное" применение для сетей не нашли: гражданско-активное, дружеское, коммерческое, творческое и т.п. Возможно, поэтому почти ни одно из начинаний в сетях не приносит, да и не должно приносить ничего, кроме онкологического прироста "репостов" и "лайков". А случайно вырученные "настоящие" копейки поданы и приняты с неясной тревогой, какая не возникает даже, когда мы добровольно выкидываем их в турпоездках на память в водоем.

Наверняка есть исключения. Но правило выглядит иначе. При любой выгоде, будь то пристроенный котик или ценный совет, потери (времени, таланта и всего того, что у вас еще осталось) в сетевом контексте всегда больше. Это как если бы пойманная рыба считала себя рыбаком — и она ведь в некотором роде "пользуется сетями". В конце концов, из агонии, как мы тоже не раз уже успели убедиться, в интернете тоже может получиться грандиозный флэшмоб.

И всё.

Пожертвование, брошенное в сеть, так или иначе оказывается жертвой. 

Человеческой.

Больше тут никого и ничего нет.

PS А хэштеги нужны роботу-поисковику для классификации обозначенных ими тем. Но он их никогда не найдет. Благодаря нашим же стараниям придать им особую неповторимость и уникальность - сделать их своей личной меткой, клеймом... Пожалуй, пока что куда больше радости и пользы эти решеточки приносят по-прежнему в роли диезов.

Текст и фото: Екатерина Верхейс

Tags: 
Vorig artikel Cursus Russische avant-garde met Pauline Michgelsen (online)
Volgend artikel Marta Klinova: ‘Het volk is de leider’

Maart 2021

Ons steunen

Deel je Trakteer ons op een 
Spasibo bestaat zonder geld, maar niet zonder inspanning. Vind je een artikel leuk? Doneer voor een vrijwilligersvergoeding van je favoriete auteur. Elke cent telt!